понедельник, 18 января 2016 г.

Когда можно все. Часть 2. Рецензия на фильм «Омерзительная восьмерка».

1870-ые годы. Не так давно закончилась гражданская война. По заснеженным просторам штата Вайоминг движется дилижанс. Дорогу ему преграждает темнокожий охотник за головами Маркус Уоррен (Сэмюэл Л. Джексон) с тремя сваленными в кучу трупами позади. В дилижансе компания не лучше: еще один охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел) по прозвищу «Вешатель» (потому что любит доставлять своих подопечных живыми) и его пленница Дейзи Домергу (Дженнифер Джейсон Ли), которую в городе Ред-рок ожидает висельница.

В связи с надвигающейся бурей Джон соглашается взять Маркуса до ближайшего укрытия – лавки Минни. По пути они встречают еще одного бедолагу, которому грозит смерть в неминуемой буре, – сына главаря «Мародеров Меннинга», Криса Меннинга, который тоже направляется в Рэд-рок, где он, по его словам, должен вступить в должность шерифа.

Добравшись до лавки, они встречают вместо хозяев еще несколько незнакомцев: мексиканца Боба (Демиан Бишер), которого Минни оставила присматривать за лавкой, палача Рэд-рока Освальдо Момбрея (Тим Рот), ковбоя Джо Гейджа и бывшего генерала армии Конфедерации Сэнфорда Смитерса (Брюс Дерн).

Эта «омерзительная восьмерка» должна провести несколько дней вместе, пока не пройдет буря. Кто-то из них не тот, за кого себя выдает…

Восьмой фильм Квентина Тарантино совершенно закономерно носит название «Омерзительная восьмерка» - в этой картине нет положительных героев. Режиссер играет с этим обстоятельством очень тонко. Экспозиция размыта по всему хронометражу, и информация о каждом из героев выдается порционно и под призмой другого персонажа, после чего зрителю остается только гадать где правда, а где – ложь. Все эти перипетии разыгрывает замечательный актерский ансамбль, в котором особо хотелось бы отметить Дженнифер Джейсон Ли.

www.kinopoisk.ru
Собрав такую «публику» в замкнутом пространстве, Тарантиновский вестерн превращается скорее в камерный триллер или детектив с настолько увлекательными диалогами и хитрой драматургической конструкцией, что три с лишним часа пролетают как один. Режиссер, как умелый ди-джей, жонглирует ритмом, временной последовательностью сцен, количеством подачи информации зрителю, жанрами и приемами. Вдруг возникает закадровый голос. Вдруг возникает замедленная съемка. И чем дальше этот микс набирает обороты, тем безумней действие на экране. Эти жанровые сломы и перекосы, ломающие правила игры, к которым зритель только начал привыкать, ни в коем случае не выглядят противоестественными. Не вызывают отторжение и уж точно не похожи на попурри, порождение беспомощности режиссера. Это четко спланированное и проработанное действие. Сознательный слом именно в том моменте фильма, в котором это требуется.

Между каждым из персонажей Тарантино создает конфликтные ситуации, используя социально-исторический контекст. Флёр минувшей войны, порождением которой и является весь этот сброд, витает в воздухе на протяжении всего действа. Чувствуется и собственный интерес автора к проводимому эксперименту по деконструкции жанра. Убрав полностью положительных героев, он, с безудержным восторгом, наблюдает за развитием событий. И нет здесь правых или неправых. Виноваты все хотя бы тем фактом, что существуют. Во многом это хулиганство, которое вряд ли еще кто-то мог бы себе позволить, но факт, что это уже второе попадание в точку после «Джанго». За спиной череда промахов длиной в 18 лет, но оно того стоило.

Тарантино нашел баланс между хулиганством, баловством и ладно выстроенной драматической конструкцией. Он не пытается изобрести велосипед. Никаких новаций в фильме нет, сюжет тривиален, и, возможно, в этом и кроется успех. Через отточенную форму максимально эффективно достигается поставленная задача.

На удивление интересно совпали даты выхода в российский прокат этих двух апогеев вседозволенности – «Выживший» и «Омерзительная восьмерка». Оба фильма на разных полюсах подхода к кино. С одной стороны, медитативная драма Иньярриту, холодная, мучительная, беспросветная и молчаливая. С другой, камерный вестерн-детектив-триллер, озорной, отвязный, говорливый. Но оба они – две стороны одной медали, которую заслужили оба режиссера. Медаль вседозволенности, абсолютной свободы в реализации желаний и задач. И какая же отрада увидеть в этом достойные картины. Интересные картины. Картины, которые запомнятся надолго. А если кому-то «Омерзительная восьмерка» покажется нудной и затянутой, то просто пересмотрите «Доказательство смерти».

5 из 5

Комментариев нет:

Отправить комментарий