среда, 13 января 2016 г.

Когда можно все. Часть 1. Рецензия на фильм «Выживший»


В 2000 году вышел полнометражный дебют Алехандро Г. Иньярриту «Сука-любовь», который тут же получил номинацию на Оскар и приз молодых кинокритиков в Каннах. В 2001 году вышел фильм «И твою маму тоже» - не дебютный, но принесший известность еще одному режиссеру из Мехико - Альфонсо Куарону. И опять-таки номинация на Оскар и приз за лучший сценарий на венецианском кинофестивале. Спустя пятнадцать лет у каждого из режиссеров один выдающийся оператор (тоже из Мехико), два (Куарон) и три (Иньярриту) Оскара. И это явно не предел. Новая картина Иньярриту «Выживший» уже имеет 3 Золотых глобуса и является фаворитом Оскара 2016 года. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что мексиканская экспансия Голливуда завершилась безоговорочной победой мексиканцев. Хорошо это или плохо – покажет время.

Мало в мире режиссеров, которые могут себе позволить реализовывать свои творческие амбиции при почти полном отсутствии контроля со стороны студии и при этом с привлечением безграничного бюджета. Помимо вышеупомянутых можно еще назвать Терренса Малика и Кристофера Нолана. И если первый окончательно ушел в себя, а второй при появлении огромных денег превратился в бездарность, то мексиканцы продолжают  эффектно балансировать между зрелищностью и смыслом. Так получилось, например, с «Гравитацией», которая была как космическим аттракционом, так и фильмом, в котором посредством символов и образов в полной мере раскрылась тема перерождения.

Так же и с новым фильмом Иньярриту «Выживший» - это не просто история о выживании и отмщении. Это история мертвеца в поисках мести, которой не избежать предателю или обидчику. Ритм, изобразительный ряд, звук – все это создает гнетущую, дикую и мрачную атмосферу. Когда на себе испытываешь холод ледяной и бурной реки, когда медведь разрывает когтями человеческую плоть, когда стрелы, пролетая мимо героя, вонзаются в кого-то еще, тогда невольно вжимаешься в кресло. Длинные кадры, снятые «в режиме» великолепным оператором Эммануилом Любецки максимально погружают зрителя в те обстоятельства, с которыми столкнулся герой, и их ощущаешь кожей.

Иньярриту не ставит перед собой задачу сохранения хоть какой-то интриги. Нет сомнения, что возмездие произойдет, потому что мертвецу нечего терять. Его не сковывает страх. Он испытывает мучительную боль, но неустанно  движется только к одному – к отмщению.

Впервые Иньярриту покидает социальное пространство. Впервые действующим лицом становится природа, но не как антагонист. Им остается человек с его пороками и страхами. Причем совершено не важно, какой  он расы или вероисповедания. Это обстоятельство создает универсальность высказывания и одновременно порождает концептуальность. Некую схематичность происходящего. От этого больше всего страдает Ди Каприо, который сам по себе хорош, но играть ему тут нечего. Намного более проработан образ злодея, великолепно сыгранный Томом Харди. Вот ему действительно есть что играть, и он справляется на все сто.
В фильме колоссальный допуск условности, и если смотреть исключительно в категориях рационального восприятия, полностью отказавшись от навязанной игры с кинообразами, то можно долго и занудно разглагольствовать на тему «сколько раз он уже должен был умереть». Но дело это не благодарное, так как суть-то не в этом. Тут либо принял правила игры, либо нет.

Удивительно, но при просмотре «Выжившего» тут же вспоминается отличный фильм Джима Джармуша «Мертвец». Картины абсолютно разные во всем: ритм, стилистика, музыка, картинка, работа актеров, мотивация героев, но притом что-то именно на идейном, тематическом уровне их сильно роднит.

«Выживший» - явное порождение вседозволенности автора, и можно только порадоваться, что Иньярриту достиг этого статуса и может в полной мере себя воплотить. Главное сохранить баланс и не свалиться в штопор. Хотя есть в этом что-то грандиозно нахальное, когда есть возможность потратить 150 миллионов и создать вещь в себе.

4 из 5

Комментариев нет:

Отправить комментарий