Номинация:
1.
Лучший фильм на иностранном языке.
Третий полнометражный фильм режиссера Марен Аде «Тони
Эрдманн» - прецедент для современного немецкого кинематографа, который в
последнее время имел преимущественно внутренний спрос. Успешно пройдя по всему
миру и будучи обласканным критиками и членами жюри различных фестивалей, дошел
наконец как до Оскара, так и до российского проката. Причем почти синхронно.
www.kinopoisk.ru |
Учитель музыки по имени Уинфред (Петер Симонишек) - очень
специфический человек. Он не может жить без дурацких розыгрышей. Причем
независимо от того, в каких обстоятельствах
он находится. От него ушла жена. Теперь у нее новая семья, с которой Уинфред
тем не менее поддерживает дружественные отношения. Осталась только мать,
которая за все годы так и не привыкла к выходкам сына. В общем, наш герой –
одинокий человек. Единственный его верный товарищ – это старый пес, смерть
которого и является отправной точкой в сюжете, после которой старик
отправляется в Бухарест к своей дочери Инес (Сандра Хюллер) – успешной
сотруднице международной консалтинговой компании. Не найдя взаимопонимания с
дочерью, Уинфрид открывает в себе нового человека – Тони Эрдманна –
эксцентричного бизнес-тренера, который загоняет Инес в неудобные предлагаемые
обстоятельства.
С «Тони Эрдманном» сложилась уникальная ситуация: фильм
немецкий по духу, но почти все перипетии разворачиваются в Румынии (своего рода
оммаж режиссера «румынской новой волне»). Он не принадлежит к жанровому кино,
но при этом его нельзя причислить к экспериментальным, авторским картинам. Проблематика,
поднятая в фильме, универсальна и глобальна, но сама история и ее подача, как и
художественные решения, сдержаны, деликатны и лаконичны. В этом «между» «Тони
Эрдманн» балансирует во всем и делает это вполне успешно.
Дочь Уинфреда -
отчаянная карьеристка, которую волнует только успешное утверждение плана
развития компании клиента. Ее жизнь предельно функциональна, а эмоциональный
фон упрощен. За ее жизнью наблюдает отец, который являет собой полную противоположность
дочери. Взбалмошный старик, от которого не знаешь чего ожидать в следующую
секунду, при помощи парика, черного костюма с вишневым отливом и вставной
челюсти превращается в Тони Эрдманна. Этим он выбивает дочь из привычного
последовательного и спланированного существования, где даже секс – это
функциональный ритуал, сродни деловым переговорам.
Марен, сталкивая в своем фильме отца и дочь, сталкивает
таким образом поколения, образы мышления и подход к бытию вообще. И только в
этом столкновении рождается понимание, примирение и признание.
Иной уровень картины Аде – это внутренние конфликты
персонажей. Тони Эрдманн – это маска. Этой маской он невольно для себя
воздействует на дочь, но прежде всего надевает он ее из-за своих страхов и
переживаний. Вот и получается некая химия. Отец, надевая маску, скидывает
незримую маску с дочери, а когда скидывает свою, остаются близкие и любящие друг
друга люди.
Таким образом, «Тони Эрдманн» - универсальная картина и трагикомедия в
самом конкретном понимании этого слова. В самом трагическом
находится место для улыбки если есть Тони Эрдманн.
Комментариев нет:
Отправить комментарий